Дом Харлаба – жемчужина в архитектурном ожерелье Кировограда
Кировограду в наследство от Елисаветграда досталось многое – трамвай, водопровод, телефонная связь и десятки зданий, которые можно рассматривать часами. К сожалению, Кировоград оказался не самым рачительным наследником – не сохранились до наших времен трамвайные линии. Не осталось даже камня от легендарного дома Заславских. Зияют пустыми окнами развалины цехов некогда самого большого сельскохозяйственного завода.
Но, нужно сказать, что далеко не все так печально. В центре города, да и не только, сохранилось множество зданий, которые можно рассматривать часами. Каждое – повод для отдельной статьи. С елисаветградскими зданиями связаны легенды и романтические истории, страницы жизни исторических личностей. Одно из таких зданий – дом Харлаба – творение великого елисаветградского архитектора Якова Паученко.
Уникальное сооружение, которое украсило бы улицы любой европейской столицы - здание Международного кредитного банка. Легкое светлое сооружение с колоннами и куполом возведено на перекрестке нынених улиц Дворцовой и Декабристов. Этот дом имеет еще одно название - дом Харлаба – по имени заказчика здания. Безусловно, наверное, большая заслуга в том, что мы любуемся на великолепное здание, архитектора, Якова Паученко, но его авторству принадлежит слишком много зданий в исторической части Елисаветграда.
Строился дом Харлаба между 1910 и 1915 годом. Точная дата постройки, к сожалению, не установлена. А вот авторство – не вызывает сомнения – это было последнее творение Паученко. До наших дней сохранился авторский эскиз, есть и другие упомнинания о проекте дома Харлаба.Дом на перекрестке Дворцовой и Ингульской (так до революции называлась улица Декабристов) был не единственной собственностью Д. Харлаба. Богатый и уважаемый гражданин владел множеством коммерческой недвижимости, которую сдавал в аренду.
Собственно, для коммерческих целей и строился дом о котором идет речь. В последние годы перед революцией на его первом этаже располагались магазины, конторы двух акционерных обществ: "Общества потребителей" и "Общества взаимного кредита". Остальную часть занимал Международный кредитный банк. Именно эта организация значится сейчас на охраной табличке дома Харлаба.
В государственную собственность Харлаба перешел в 1922 году. Но «финансовую специализацию» не потерял. А разное время в доме всегда размещались банки - "Зиновьевский сельский банк ", Сберегательный банк, Петрокоммерцбанк. Финучреждениям традиционо отводили верхний этаж. А нижние этажи занимали магазины, ателье. К сожалению, изменение уровня тротуара не дало возможность сохранить полуподвальный этаж, а утройство гастронома в 60-х годах прошлого века привело к расширению оконных проемов первого этажа. Так неизвестный советский архитектор вмешался в замысел Паученко изменил архитектурные пропорции и ухудшил вид первого этажа.
Изменялся в советские годы и внутренний интерьер дома: был перепланирован первый этаж, уничтожена большая часть лепнины, хотя оставшиеся пилястры, лестницы и лепная "розетка" из цветов на потолке все еще дают возможность представить легкость и изящность внутреннего убранства.
Но главное – не внутренний интерьер, а монументальный фасад с колоннами и ротондой. Ионические колонны на фасаде здания – ровные, без традиционных вертикальных желобков – акценты легкости и мнимой простоты классического стиля, в котором построено здание.Самая узнаваемая часть дома - купол. С ним связана городская легенда, будто бы до революции он был стеклянным и служил для освещения оранжереи. Легенда гласит, что Харлаб строил этот дом для своей жены, которую очень любил, и для нее была устроена оранжерея. Стеклянный купол имел специальные створки-двери, которые могли открываться и закрываться на ночь – так оранжерея превращалась в сад, расположеный почти на высоте птичьего полета. Подтверждения этой легенде нет ни на дореволюционных фото, ни на планах здания...
Посмотрите на ротонду дома Харлаба с противоположного угла. Здание – это большой светлый корабль, который словно парит над улицей. Он полон жизни и светлых надежд, а ведь сооружение дома стало последним проектом гения Паученко. Уже будучи серьезно болен, с трудом передвигаясь, Яков Васильевич целыми днями передвигался по лесам, руководил строительством. Говорят, в последний вечер перед смертью архитектор чертил деталь для неоконченного дома Харлаба ...
Несколько лет назад в здании обосновался ресторан Primo Violino и Fusion Club – самые изысканные заведения города. Новые владельцы подарили дому изысканное кованное обрамление входа, обновили фасады. А главное – дом по-прежнему любим горожанами. В некрологе на смерть Я.В.Паученко этот дом назван среди тех, которые "... не часто встречаются в русской провинции ... " И это здание – одно из тех, благодаря которым наш город может называться «маленьким Парижем».
Комментарии
Что мне даст регистрация?